Легендарный французский футболист нашел себя после игровой карьеры
Легендарный капитан «Манчестер Юнайтед» и сборной Франции Эрик Кантона, покинувший футбол на пике славы, до сих пор не сожалеет о принятом 15 лет назад решении. Новый Король Эрик совсем не похож на того бунтаря, который шипами вперед бросался в гущу фанатов «Кристал Пэласа», чтобы собственноручно наказать обидчика. О том, что навсегда изменило его взгляды на жизнь, а также о своих ближайших планах знаменитый француз рассказал в интервью газете The Guardian.
Образ Кантона стал настоящим воплощением английского футбола середины 90-х годов. Великолепный француз всегда будет жить в памяти людей, которые слышали, как в игровые уикэнды стадион распевал имя «Эрик» на мотив «Марсельезы», видели, как он забивал изысканный гол «Сандерленду», а затем, с традиционно поднятым воротничком, словно император, наслаждался одобрительным гулом трибун. Даже та печально известная история о нападении на фаната «Кристал Пэласа», случившаяся в 1995 году, не сделала его менее великим. Скорее, она просто добавила к образу Кантона немного бунтарского шарма.
Этот шарм теперь помогает ему реализовать свой талант в кинематографе. В триллере «Подмена», снятом многообещающим французским режиссером Фредериком Шендерффером, он играет роль неугомонного инспектора парижской полиции, пытающегося раскрыть запутанное убийство. Сюжет картины, конечно же, не отличается тем размахом и разнообразием, что он показывал на поле. Но роль брутального молчуна ему определенно к лицу! Для Кантона очень важно признание его актерских способностей. Несмотря на все те достижения и славу, добытые в Англии, он производит впечатление человека, очень гордого тем, что может проявить себя не только на футбольном поприще.
— Существует тип людей, которым важно все время находиться на вершине, — сказал Кантона. — Они боятся начинать с нуля, потому что не переносят критику. Если вы уже добились чего-то существенного в одном деле, то очень сложно начинать что-то другое. Это правило относится абсолютно к каждому. Неважно — тебе 20 лет или 40. Но, думаю, у меня правильное отношение к жизни — я не воспринимаю ее слишком уж серьезно. Я умею играть с ней!
Но почему же он оставил футбол, когда ему едва исполнилось 30 лет? Почему так рано закопал в землю талант, дарованный Богом? Отвечая на этот вопрос, Эрик пытается еще раз доказать, что уход из спорта был осмысленным выбором…
— Футбол утратил привлекательность для меня, — говорит Кантона. — Вот почему я ушел. Меня никто и ничто не вынуждало повесить бутсы на гвоздь: я был все еще в форме, все еще очень хорош… Но мне стало скучно. Вот почему я решил попробовать что-то другое. Новый опыт очень важен для меня. Главное достоинство актерской профессии — это не выход на сцену, а постоянный риск, постоянное давление, которое ты испытываешь. Я живу, чтобы чувствовать себя в опасности!
Кантона полжизни потратил на то, чтобы понять, чем хочет заниматься. И он знает, что есть люди, которые будут рады его провалу…
— Мне была оказана большая честь, когда я получил предложение сниматься, после того как ушел из футбола, — продолжает француз. — У некоторых молодых актеров нет таких возможностей, какие были предоставлены мне, что не совсем справедливо. Но оборотная сторона медали заключается в том, что для очень многих настоящим сюрпризом стало то, что я могу появиться где-то еще, помимо футбольного поля. В головах этих людей сложился устойчивый образ Эрика Кантона-игрока, и они хотят и дальше воспринимать меня именно так. Еще есть те, кто считает, что актерами могут стать лишь выпускники театральных студий и консерваторий. Хорошо, школа действительно очень важна. Но некоторые могут добиться успеха и без нее! В живописи или каком-то другом виде искусства очень важен процесс самообразования: посмотрите, мы имеем множество примеров художников, бывших самоучками. Но для этого надо долго и усердно работать!
Когда Эрик вспоминает своих родителей, то говорит с теплотой, которая легко читается в его глазах. Он и его два брата росли в небогатом районе Марселя. Каждое утро перед Кантона открывался живописный средиземноморский пейзаж. Его отец Альберт работал медбратом в психиатрической больнице. Но он также был талантливым художником, который вместе со своей женой Элеонорой оказал огромное влияние на становление молодого Эрика.
— Я получил великолепное образование, — вспоминает Кантона. — Родители всегда говорили, что мы обязаны познать этот мир — его красоту, его трагедию… Отец часто водил нас в художественные галереи — он просто обожал искусство! Он и сам рисовал — не на продажу, а для себя. Родители научили нас верить в себя. Если завтра вы предложите мне попробовать что-то новое, то я сделаю это! Мне не страшны новые вызовы, потому что я оптимист. Понимаете, мы работаем только на себя, ради воплощения своих, а не чьих-то идей.
В прошлом году Кантона принял предложение стать спортивным директором «Нью-Йорк Космос» — клуба, ставшего в 70-х пионером европейского футбола в США. А совсем недавно он закончил работу над текстами песен для дебютного альбома своей жены Рашиды Бракни, который должен поступить в продажу в конце марта. Кантона любит, когда работа требует творчества. Если его нет, то не стоит браться за это дело. К примеру, Мэрил Стрип не получила бы «Оскар», если бы право решающего голоса принадлежало Эрику.
— Мне не нравится, что большое количество фильмов сейчас снимается в жанре биографии, — говорит француз. — «Железная Леди», повествующая о жизни Маргарет Тэтчер, «Эдит Пиаф», «Мэрилин Монро»… Каждый год появляются две-три такие картины. Да, там снимаются большие актеры! Но есть одно «но»: существует большая разница между созданием собственного образа и перевоплощением в реального человека. Марлон Брандо в «Апокалипсис сегодня» создал великолепный, незабываемый персонаж (сумасшедшего полковника Уолтера Курца — прим. Sportbox.ru). Подобная работа сильно отличается от простого подражания! Вы вручаете «Оскар» людям, которые не используют воображения и не пытаются сделать то, что удалось Брандо в «Апокалипсисе» и «Крестном отце». А ведь он полностью продумал образ своего героя: его голос, манеру двигаться, даже стрижку…
На протяжении всей английской карьеры француза преследовали сравнения с Джорджем Бестом — еще одним футбольным бунтарем и любимцем фанатов «МЮ», повесившим бутсы на гвоздь в 27 лет. В отличие от Кантона он делал попытки возобновить карьеру, но, к сожалению, былых высот так достичь и не сумел. Помимо футбола ирландец не сумел себя реализовать нигде. После завершения карьеры он находился в глубочайшей депрессии. Шесть лет назад Беста убил алкоголь…
— Я думаю, что не стоит останавливаться на достигнутом, — заметил француз. — Вы можете прожить всю жизнь, рассказывая о том, чего когда-то добились. Подобные истории хорошо подходят для рождественских застолий, но не больше. Вы должны двигаться вперед, должны жить! Когда вы находитесь во власти одних воспоминаний, то не живете, а, скорее, существуете. Нет, я не скучаю по футболу. Но раньше меня пугало то, что все будет иначе. Та жизнь была такой захватывающей! Адреналин был лекарством для моего тела, и каждую неделю я нуждался в новой дозе. Первые два года после ухода из футбола были самыми тяжелыми, и я оказался на грани депрессии. Я не стал возвращаться во Францию, но и в Манчестере оставаться желания не было. Мой выбор пал на Барселону, где жили бабушка с дедушкой. Верите или нет, но я даже не смотрел футбол по телевизору. Я оставил это в прошлом и не захотел оглядываться.
Кантона и сейчас остался верен своим словам. Когда он покидал кафе, то даже не бросил взгляда назад. Ведь у него так много впереди: столько пьес нужно отрепетировать, столько сценариев прочесть, столько картин написать…
ЭРИК КАНТОНА — нападающий, выступал за «Осер», «Марсель», «Бордо», «Монпелье» (все — Франция), «Лидс», «Манчестер Юнайтед» (оба — Англия). Признан лучшим легионером в истории «МЮ». Входит в список 100 лучших футболистов в истории по версии ФИФА. В 2002 году включен в «Зал славы английского футбола». На данный момент занимает пост спортивного директора «Нью-Йорк Космос», а также собирается баллотироваться на пост президента Франции.
Свежие комментарии